Кельтика:  Cotún

 

Броня из ткани не являлась чем-то уникальным на территории Ирландии или Шотландии. Она использовалась во всей Европе, по крайней мере со времен Крестовых походов. Ее образцы находятся во многих музеях мира.

На изображениях могил 14 столетия можно увидеть плотно набитые поддоспешники, названные cotún. МакКлайнток в своей книге Староирландское и Шотландское платья объясняет это название тем, что они набивались хлопком. Но это, очевидно, был не тот хлопок, что известен нам сегодня. Так называемый нами тропический «хлопок» не мог быть доступен в этих северных широтах. Таким образом, использование хлопка для набивки было бы равносильно использованию золота для изготовления шлема. Слово «хлопок» в то время употреблялось по отношению к тонким волокнам шерсти. Cotún были сделаны из полотна и наполнены лоскутьями и прочим материалом. Этот поддоспешник защищал благородного воина от «укусов» его собственной кольчуги.

Существует мнение, что шотландские и ирландские léine croich и cotún обозначали один и тот же предмет одежды. Однако, хоть они и выполняют одинаковые функции, это не одно и то же.

Для доказательства обратимся к современным описаниям верхней рубахи. Во всех источниках для раскрытия понятия léine употребляются слова «рубаха» (shift, camisa, chemise и т.д.). Однако, авторы упоминают и кое-что еще.

Джон Маджор в своей Истории Великобритании (1521) говорит и о «рубахе» (camisa), и о «разнообразно шившимся льняном предмете одежды» (panno lineo), который одевали на бой.

"A medio crure ad pedem caligas non habent, chlamyde pro veste superiore et camisa croco tincta, amiciuntur...Tempore belli loricam ex loris ferreis per totum corpus induunt ei in illa pugnant.  In panno lineo multipliciter iintersuto et coerato aut picato cum cervinae pellis coopertura vulgus sylvestrium Scotorum corpus tectum habens in praelium prosilit."

«С середины бедра до стопы ноги оставались открытыми, они носили мантию вместо верхнего предмета одежды и рубаху, окрашенную шафраном… Во время войны все их тело покрывает рубаха из железных колец и они сражаются в этом. Простые люди […] носят в бою льняной предмет одежды, сшитый различными способами, окрашенный или намазанный дегтем (смолой), покрытый оленьей шкурой».

History of the Gordons упоминает «…одетого в желтый warr coat (который среди них является знаком Вождей или Главы Кланов)…»

И Роберт Гордон описывает их военное и мирное одеяние так, как будто разговор идет о двух разных вещах:

«Что касается их одеяния, поверх кожи они носили короткую льняную рубаху, которую величайшие из них окрашивают в цвет шафрана. Они использовали короткие, так как это не обременяло их, во время бега и путешествий. Глава говорит, что простые люди выходили на битву в одеянии из полотна со множеством сгибов, сшитых вместе и пропитанных воском или смолой, покрытых кожей оленя…»

Эти выдержки из текста указывают на то, что léine или рубаха (иногда так же «шафрановая рубаха») и cotún или поддоспешник – два различных компонента одежды.

 

Burke, изображение погребенного воина

Для дальнейшего обоснования обратимся к сохранившимся архитектурным памятникам. На ирландских и шотландских изображениях могилы мы видим стеганные поддоспешники с плотно набитыми рукавами, которые иногда одевались под кольчугу. Подобный предмет одежды изображен и на могиле Burke (Glinsk, Galway), могиле O'Cahan (Dungiven, Derry) и на всех изображениях в шотландских захоронениях. Однако, ни для одного из них не характерно изображение léine с длинными рукавами. На всех фигурах отчетливо видны плотные рукава поддоспешника, но ни на одном нет ничего похожего на короткий жакет, подобный ionar.

На изображениях léine предметы одежды всегда с длинными рукавами и непышными юбками, поверх которых одевается короткая куртка, ionar. Современные описания указывают на то, что ionar снимались перед боем, но все же léine никогда не изображается без них.

Стоит сделать вывод, что léine croich были просторными рубахами, которые ирландские крестьяне и шотландские солдаты одевали в бой. Эти предметы одежды шились из такого количества полотна, какое мог предоставить владелец. Он носил их как можно с большим количеством складок, чтобы обеспечить себе большую защиту. Те же, кто мог позволить себе кольчугу, носили их как своего рода дополнение к ватнику. В этом случае рукава ватника были сделаны так, чтобы они могли пролезть через рукава кольчуги. Это были различные предметы одежды, в целом известные как cotún.

 

Фигура воина с шотландского захоронения

© Kass McGann (перевод – Элланда Аислинг)

© Copyright: Королевская Гора, 2004 .

 

 

Hosted by uCoz